В Екатеринбурге завершился фестиваль науки «КСТАТИ: след»
25 апреля стал гик-днём на площадке Информационного центра по атомной энергии (ИЦАЭ) Екатеринбурга. В течение дня проходили тематические лекции, воркшопы и ток-шоу.
Программа началась с презентации первой серии комикса от сети ИЦАЭ о команде А.Т.О.М. Его герои – тинейджеры, талантливые подростки, которые разоблачают научные фейки и развенчивают мифы. «Наша цель – рассказывать об атомных технологиях, науке и технике, развенчивать разные мифы, которые существуют вокруг атомной отрасли. И мы подумали, почему бы не рассказывать об этом и через комиксы», – поделилась историей создания «атомного» комикса Маргарита Лебедева, руководитель отдела по работе с регионами сети ИЦАЭ. Координатор специальных проектов сети ИЦАЭ Наталия Фельдман рассказала о героях команды А.Т.О.М, характере, увлечениях и возможностях каждого из них.
«Видно, что команда только начинает свой путь, и для первого комикса это очень хорошая работа», – оценил результат первого выпуска Алексей Горбут, художник, иллюстратор, магистр философии, основатель студии Slam Comics. Сотрудники издательства «BUBBLE» отметили также удачную отрисовку и характеры персонажей команды «А.Т.О.М.».
Для всех любителей комиксов прошёл воркшоп, где его участники создавали собственные комиксы и рисовали динамичные фигуры. А для самых фанатичных поклонников состоялась презентация издательства «BUBBLE» и киностудии «Союзмультфильм».
Тему комиксов продолжил Алексей Волков, историк комиксов, сценарист серий «МИР», «Вор теней» (издательство «BUBBLE»): «Сценарий для комиксов – это не готовый продукт, а полуфабрикат, чертёж, «письмо художнику». Нужно чётко и ясно донести свои мысли, и сценарий должен быть понятным. В любом произведении должно быть 70% знакомого материала и 30% – нового».
Алексей убеждён, что писать нужно только о том, что знакомо, а у каждого персонажа должна быть своя речевая характеристика. «Большая проблема многих авторов в том, что все герои говорят одинаково, притом не всегда смысл фраз ясен. Любая реплика должна быть понятна с первого раза», – считает эксперт.
Об истории графического сторителлинга, или комикса рассказал Алексей Горбут. «Что такое комикс, или графический сторителлинг? Это когда сочетаются картинки и текст. Поэтому не совсем правильно считать, что история комиксов уходит к наскальной живописи или средневековым мотивам. Вообще, комиксы – это всё-таки искусство, а не какой-то низкопробный формат», – убеждён создатель комиксов.
Как создать персонаж для мультфильма или комикса, научила Александра Бизяева, сценарист комикса «Крутиксы», креативный продюсер и режиссёр студии «Союзмультфильм»: «Самые важные вопросы, на которые нужно ответить, создавая персонаж: «Для чего этот персонаж нужен вашей истории?» и «Сколько лет вашему герою?»
Люди в разном возрасте по-разному потребляют произведения, ищут разных героев, объяснила сценарист. Например, малышам нужен партнёр по игре. Если дети готовятся к школе, они в произведениях ищут старшего товарища. А подросткам, наоборот, нужен герой их возраста, выделяющийся из толпы.
Тематический лекционный нон-стоп продолжил Андрей Кузнецов, автор и ведущий YouTube-канала «Космос просто», который объяснил, как мы узнаём о космических вещах то, что на первый взгляд узнать невозможно, например, что подо льдом Европы и Энцелада есть океан.
О пластике и о том, какой след он оставляет в нашей жизни, рассказала химик Сакина Зейналова: «Все мы понимаем, что пластик занял прочное место в нашей жизни, по сути – он везде, и с каждым годом производство пластика растёт». Слушатели узнали о классификации пластмасс. С химической точки зрения пластик можно разделить на три класса: термопласты, реактопласты и эластомеры. Для того чтобы понимать, как обращаться с пластиком, есть специальная маркировка. Например, не каждый пластик можно нагревать.
«Настоящая проблема сегодня – это упаковка, которая составляет 70% пластикового мусора. Но мы можем найти применение вторсырью, и оно будет выглядеть не дико, а даже стильно. А если пластик невозможно перерабатывать, то его можно закатать в дорожное полотно, и такие технологии уже внедряются», – объяснила современные тенденции переработки пластика эксперт.
Неточности в культовых фильмах и сериалах про зомби разобрал Григорий Власов, популяризатор науки, автор YouTube-канала «Доктор Грег». Григорий рассказал, что эти существа имеют свою историю: «По большому счёту концепция «нежити» существовала всегда, она интерпретировалась в зависимости от времени. С ними ассоциировали самоубийц, преступников, колдунов. Самое раннее упоминание о зомби мы можем увидеть в эпосе о Гильгамеше, созданном более трёх тысяч лет назад».
Первый фильм о зомби сняли в 1932 году, он назывался «Белый зомби». С тех пор, по словам Григория Власова, каждый год на экранах выходят фильмы о зомби. По книге о вампирах «Я легенда» был создан главный современный фильм про зомби «Ночь живых мертвецов». Здесь «нечисть» появлялась из-за космической радиации. Дальше на появление зомби стали влиять уже вирусы. Люди давно пытались придумать объяснение «зомбификации» и старались объяснить это понятие через науку. «А вот реальные аналоги болезни «зомби» есть. Чаще всего это психологические отклонения, например, синдром Катара, когда человек думает, что он мёртв, и не имеет желания жить. Причиной «зомби- заболевания» могут быть вирусы и паразиты», – считает Григорий.
Завершился фестиваль науки «КСТАТИ» стендапом «10 шуток о науке» в пабе Ben Hall, где эксперты соревновались в остроумии. Например, старший преподаватель кафедры «Тепловые электрические станции» УралЭНИН УрФУ Александра Вальцева считает себя адептом атомной энергетики, владеющим заклинаниями реактора.
«Со мной как: все думают, что у меня есть мозги, а на самом деле просто любопытство: а что если это, а что будет, если так? И либо мы делаем эксперимент, и дальше дорога в травмпункт, или начинаем его сначала», – полушутя-полусерьёзно рассуждал кандидат биологических наук, научный сотрудник лаборатории экотоксикологии популяций и сообществ Института экологии растений и животных УроРАН Иван Сморкалов.
«Я тут недавно попал в больницу с аппендицитом. Знаете, эти новые модные операции, когда тебе делают два надреза: в один вставляют фонарик, а в другой камеру. А я преподаватель на дистанте. Фонарик и камеру! Так я же могу оттуда пары вести!» – перенял эстафету юмора астроном Павел Скрипниченко.
Фестиваль науки «Кстати: след» проходил в Екатеринбурге с 21 по 25 апреля. В течение пяти дней на разных площадках города прошли более 40 мероприятий – научно-популярных лекций, ток-шоу, интеллектуальных игр и новых форматов, участниками которых стали более полутора тысяч человек.
Посмотреть записи и трансляции мероприятий можно на официальном YouTube-канале сети ИЦАЭ https://www.youtube.com/channel/UCf6lufmzfMCS-EkdY8BwWiw, а также в соцсетях.